EkbRealty — коммерческая недвижимость в Екатеринбурге
Аналитика — 02.12.2010 | 10:13
Современные форматы торговли: закон о рынках или закон рынка?

Эксперты обсудили проблемы розничных рынков Екатеринбурга
Эксперты рынка коммерческой недвижимости и ритейла и власти Екатеринбурга обсудили реализацию Федерального закона № 271 «О розничных рынках», согласно которому к 1 января 2012 года все рынки должны быть переформатированы в современные торговые форматы, а качество обслуживания на рыночных комплексах подлежит оценке по новым стандартам.

Напомним, что первоначально данный закон устанавливал сроки его исполнения к 1 января 2010 года, однако в связи с экономическим кризисом сроки его реализации были продлены на два года. Одно из самых важных требований данного закона – переход рынков в капитальные здания и сооружения, для чего необходимы серьезные инвестиции. Те рынки, которые не выполнят данное требование к указанному сроку, будут закрыты. 

По мнению экспертов, сегодня в Екатеринбурге уже есть примеры успешной реконцепции рыночных комплексов: «Типичные рынки исчезают, преобразуются в современные торговые центры и торговые комплексы. Однако на сегодняшний день переход в более современные форматы затруднен в связи с кризисом», - отмечает директор консалтинговой компании «Урал-Гермес» Александр Засухин. По его мнению, Управляющим компаниям необходимо искать возможности для развития своих проектов, ведь промедление по причине кризиса – это упущенное время, а, следовательно – упущенные возможности. Александр Засухин также подчеркнул, что следующим шагом, демонстрирующим переход на новый уровень развития рынка, может стать классификация торговых комплексов. 

Как отмечают эксперты, сельскохозяйственные рынки имеют право на жизнь в формате, близком к сегодняшнему. Специализированные и вещевые рынки должны быть заведены под крыши. Управляющим компаниям таких объектов необходимо заботиться о повышении комфортности совершения покупок, расширять спектр дополнительных услуг. 

Рыночный комплекс
«Сегодня в Екатеринбурге еще присутствуют объекты, которые фактически являются рынками, но называют себя по-другому – торговыми рядами, комплексами и т.д.», - заметил вице-мэр Екатеринбурга Виктор Контеев. Однако, по мнению экспертов, в городе есть и уникальные примеры успешной реконцепции рыночных комплексов. Один из самых ярких проектов, по их мнению – это бывший строительный рынок «Оборонснабсбыт», который едва ли не первым провел реконцепцию и осенью 2007 года открылся в новом формате ритейл-парка. При этом объект сохранил свою специализацию в сегменте строительно-отделочных материалов и товаров для ремонта, углубив ассортимент. Также Управляющая компания провела ребрендинг торговой площадки, в результате которого бывший рынок «Оборонснабсбыт» стал современным торговым комплексом «ДОКЕР».

«Если анализировать тенденции, одно из ключевых условий успеха данного проекта – это специализация и глубина ассортимента. Рынок в ходе реконцепции не ударился в мультиформатность, а сохранил ассортимент», - оценивает сильные стороны «ДОКЕРА» Александр Засухин. С ним солидарен и вице-мэр Екатеринбурга Виктор Контеев: «Управляющая компания поступила абсолютно правильно, что стала развивать внутригрупповой ассортимент. Если раньше на «Оборонснабсбыте» продавалось 2000 наименований обоев, то сейчас в «ДОКЕРЕ» их стало 15 000», - привел пример Виктор Контеев. 
Как отмечает Александр Засухин, стоит Управляющей компании сделать одно разумное движение, как на нее начинает работать все пространство: «Как только УК «Оборонснабсбыт» задумалась о повышении уровня комфортности для покупателей, ими тут же заинтересовались крупные федеральные и международные операторы, - говорит эксперт, - Все эти факторы в совокупности с ценовым позиционированием в сегменте дискаунтеров позволяют «ДОКЕРУ» успешно выдерживать конкуренцию, несмотря на приход на рынок новых игроков, - резюмирует Александр Засухин.

Игорь Суханов, генеральный директор УК
Как рассказал генеральный директор Управляющей компании «Оборонснабсбыт» Игорь Суханов, к вопросу выполнения требований Федерального закона компания отнеслась очень серьезно: «Уже в середине 2000-х гг. году у нас было понимание, что мы должны развиваться качественно, выходить на новый уровень организации торговли. Поэтому появление данного закона мы восприняли как руководство к действию. Нам необходимо было провести реконцепцию и изменить формат торговой площадки, что подразумевало под собой реконструкцию территории и строительство новых современных магазинов. За основу мы взяли формат ритейл-парка*, который в то время был абсолютно неизвестен в России. Кроме того, нам предстояло провести ребрендинг торгового комплекса, ведь если бы мы оставались «Оборонснабсбытом», нам было бы крайне тяжело донести до наших потребителей, что мы вышли на новый уровень качества. Таким образом, перед нами стояло три задачи - мы должны были изменить форму, содержание и восприятие. Не могу сказать, что эти вопросы решались для нас безболезненно, но мы понимали необходимость этого.

Первоначально мы пошли по пути работы с международными консультантами. В течение нескольких месяцев вели переговоры, проводили исследования, разрабатывали концепцию и т.д. Что мы получили в итоге? Невнятные рекомендации общего характера, которые не являлись планом действий и выброшенные на ветер деньги. Работа с консультантами напомнила мне старую менеджерскую байку про мышей и ежей, когда уставшие от тяжелой жизни мыши пришли за советом к мудрой сове, которая посоветовала им стать ежами. Когда же ежи пришли второй раз, чтобы разъяснить, а как именно им стать ежами и что необходимо для этого сделать, в ответ они услышали «Извините ребята, я занимаюсь исключительно стратегиями». Так было и в нашем случае. Поэтому следующим нашим шагом было создание рабочей группы и разработка собственной программы реконцепции. Мы понимали, что должны изменить формат торговли, но сохранить ассортиментную специализацию. По ценовому позиционированию мы стремились к формату дискаунтера.
Осенью 2007 года мы открыли торговый комплекс в совершенно новом для России формате специализированного ритейл-парка. Летом 2008-го мы официально были исключены из состава городских рынков, получив соответствующее постановление от главы города. 

После реконцепции возрос спрос на торговые площади на нашем объекте, появились новые федеральные арендаторы, на рынок был выведен новый бренд – «ДОКЕР». Сегодня наша концепция доказала свою жизнеспособность. В таком формате мы пережили кризис. В 2009-2010 году наблюдалась некая стагнация, сокращение по доходной части составило около 20%, однако нашим главным достижением было то, что мы сохранили большинство наших арендаторов. 

Говоря об итогах проведенной реконцепции, могу сказать, что мы увеличили количество торговых площадей в два раза – с 20 000 кв.м. до 40 000 кв.м., прирост покупательского трафика составил около 30%. Мое мнение – мы сделали правильно, что провели реконцепцию, но стратегически остались в узком товарном направлении. В качестве независимого подтверждения приведу тот факт, что уже несколько лет подряд «ДОКЕР» занимает первые строчки топ-листов журнала «Деловой квартал» в сфере строительного ритейла Екатеринбурга», - рассказал Игорь Суханов.

Рыночный комплекс
Еще один рынок, который сегодня готовится выполнить требования федерального закона  - «Новомосковский». Сегодня он имеет статус универсального розничного рынка. Пока торговые места на рынке представлены преимущественно контейнерами и павильонами. По словам начальника коммерческого отдела РК «Новомосковский» Ирины Доброславиной, демонтаж контейнеров планируется осуществить в течение 2011 года в несколько этапов. «На их месте планируется строительство 6 торговых павильонов общей площадью около 4 000 кв.м., которое будет вестись в три очереди», - отметила Ирина Доброславина.
В результате реконструкции управляющая компания потеряет 2/3 арендаторов - их количество должно сократиться с 230 до 80. Вероятно, эти показатели будут наверстывать за счет увеличения количества минимальной площади.

Концепцию рыночный комплекс «Новомосковский» менять не планирует. Проблему предполагается решить лишь с точки зрения формы, перейдя с контейнерной торговли на более современный формат торговых павильонов. По мнению экспертов, такая концепция не имеет конкурентных преимуществ, а потому в борьбе за покупателя объект может столкнуться с определенными сложностями: «Не понимая своих конкурентных преимуществ, вы не сможете выйти на адекватные показатели покупательского трафика, доходности и т.д.», - акцентировал внимание менеджеров УК вице-мэр Екатеринбурга Виктор Контеев. 

* Ритейл-парк (от англ. retail - торговля и park - парк) – торговый формат, практически не представленный в России, но широко популярный на Западе и в Европе. Представляет собой комплекс отдельно стоящих 1-2 этажных зданий на одной территории, каждое из которых имеет отдельный вход.  Располагается в пригороде или на окраине города, должен иметь хорошую транспортную доступность. Часто имеет единую архитектурную концепцию.

Источник: EkbRealty.ru

Эксперты обсудили реализацию закона о розничных рынках

Участники дискуссии

вице-мэр Виктор Контеев и участники совещания

Игорь Суханов о реконцепции рынка


Другие материалы рубрики: Аналитика