EkbRealty — коммерческая недвижимость в Екатеринбурге
Мнения экспертов — 10.07.2013 | 15:59
Мебельный вопрос: куда развиваться мебельному ритейлу в Екатеринбурге?

Мебельный вопрос: куда развиваться мебельному ритейлу в Екатеринбурге?
По мнению экспертов, мебельный рынок Екатеринбурга переживает переходный период. В условиях растущей конкуренции, с приходом международных и федеральных моноритейлеров-гигантов, другим мебельным операторам необходимо объединять усилия на площадках специализированных торговых центров. Однако готовых площадок сегодня в городе нет. Девелоперы проектов, которые еще только строятся, утверждают, что спрос на мебельные торговые площади в Екатеринбурге со стороны арендаторов в два раз превышает потребность. Кроме того, ряд экспертов сходятся во мнении, что Екатеринбургу нужен мебельный центр городского масштаба, способный разместить на своих площадях всех желающих.

По итогам прошлого года в Екатеринбурге насчитывалось более 630 объектов розничной торговли мебелью, представленных как отдельно стоящими магазинами и салонами в формате стрит-ритейла, так и секциями и отделами в составе торговых центров и даже на рынках. При этом количество фирм и салонов местных производителей постоянно растет. Кроме того, столица Урала интересна и крупным международным и федеральным сетям – так, в конце 2012 года в Екатеринбурге открыла свой первый магазин федеральная сеть Hoff, а чуть раньше в сегменте Household «откусил» свой кусочек международный оператор Leroy Merlin.

Эксперты отмечают, что, несмотря на кажущуюся насыщенность рынка, на сегодняшний день в Екатеринбурге существует дефицит качественных вакантных площадок для развития мебельного ритейла. По оценкам портала EkbRealty.ru, сегодня в городе действует 13 мебельных центров, два из которых – IKEA и Hoff являются моноритейлерами и выполняют роль якорей в составе торгово-развлекательных центров. При этом общая площадь самого большого МЦ «ЭМА» составляет всего 23 000 кв.м, а единственным специально спроектированным и построенным под торговлю мебелью является МЦ «Гулливер», все остальные объекты представляют из себя реконструированные здания, адаптированные под мебельный ритейл, исходя из имеющихся у них возможностей. 

«Относительно большое количество мебельных центров не должно вводить в заблуждение. Большинство из них расположено в реконструированных зданиях, где трудно оптимально использовать современные торговые технологии, эффективно использовать вертикальные связи - эскалаторы, лифты и др., реализовать идею единого торгового пространства. Значительная часть объектов размещается на небольших площадях, что не позволяет в достаточном количестве разместить на территории ТЦ все необходимые ассортиментные группы и дальше расширять ассортимент товаров и услуг», - поясняет генеральный директор консалтинговой компании «Урал-Гермес» Александр Засухин. 

Кроме того, по словам эксперта, такие гипермаркеты мебели как «Ikea» и «Hoff» ориентированы в значительной мере на европейские стандарты жизни и имеют свою, достаточно постоянную целевую группу потребителей. «Особенностью этих гипермаркетов является значительная доля в ассортиментной матрице товаров для дома и сопутствующих товаров (40-50%). Поэтому ассортимент именно мебельных товаров у них, как правило, уступает по широте и, особенно, по глубине товарному ассортименту специализированных мебельных центров аналогичной площади», - добавляет г-н Засухин.

По мнению эксперта, Екатеринбургу нужен мебельный центр городского масштаба площадью от 50 000 кв.м., на площадях которого могли бы разместиться и международные, и российские, и местные производители мебели. «В условиях нарастающей конкуренции объединение значительного количества различных операторов на базе современного специально спроектированного мебельного центра способно вызвать синергетический эффект», - отмечает Александр Засухин. 

С ним согласен директор Мебельного центра «Гулливер» Алексей Караваев, однако он менее оптимистичен в оценках необходимого объема: «В целом, я считаю, что Екатеринбургу нужен мебельный центр и чем он будет, больше, тем лучше. Однако для Екатеринбурга предел площади такого объекта находится примерно на отметке в 20 тысяч торговой площади и около 28-30 тысяч кв.м. общей. Это объем, который можно заполнить без ущерба для бизнеса арендаторов и в то же время представить весь ассортимент, необходимый покупателям. По моим оценкам, если площадь будет больше, это скажется на арендной ставке, так как будет дефицит желающих. При  этом, открывшись, такой мебельный центр все равно сразу же «убъет» парочку других, поскольку произойдет перераспределение трафика, а следовательно, и арендаторов. Покупатели, в первую очередь, поедут в более крупный торговый центр, так как выбор там интереснее», - говорит г-н Караваев.

На сегодняшний день известно о двух масштабных проектах мебельно-интерьерных торговых центров. Первый -  интерьерный центр под названием Astroom общей площадью 22 500 кв.м., расположенный на пересечении улиц Машинная-Фурманова. В нем должны разместиться около 300 производителей мебели и деталей интерьера. Как отмечают брокеры объекта, для каждой товарной группы будет выделен отдельный этаж.  На первом этаже интерьерного центра будут парковка, зона загрузки, холл и гардероб. На втором – мягкая мебель, гостиные и кабинеты мировых брендов. На третьем этаже – мягкая мебель, гостиные и библиотеки отечественных брендов. На пятом-шестом этажах будут продаваться двери, паркет, текстиль обои. На шестом, седьмом, восьмом – детские и корпусная мебель. На девятом - представлены кухни. Кроме того, в интерьерном центре разместят конференц-зал, лобби-бар и летнюю террасу. Открытие интерьерного центра планируется в ноябре 2013 года.

Как рассказал Ярослав Замашной, генеральный директор Центра хорошего жилья «ЕкаДом», которая выступает эксклюзивным брокером ИЦ Astroom, на сегодняшний день общий спрос со стороны потенциальных арендаторов в полтора-два раза превышает существующую у девелопера потребность: «Количество заявок большое, но у нас идет строгий отбор в соответствии с разработанной концепцией, в частности, ценовой сегмент интерьерного центра определен как средний плюс и выше. Поэтому основные клиенты – арендаторы – это качественные, в некотором смысле премиальные ритейлеры, как иностранные, так и отечественные», - отметил г-н Замашной. По его словам, в данный момент компания осуществляет брокеридж уровней с 1 по 4 в соответствии с разработанной концепцией. «В этих уровнях распределено уже порядка 90% площадей. В июле приступим к заполнению уровней с 5 по 7», - говорит он. Основным преимуществом данного проекта эксперт считает его концепцию, а именно – четкий ценовой диапазон и поэтажную сегментацию по товарным группам, которые удобны для целевого покупателя. 

А вот гендиректор мебельного центра «Гулливер» Алексей Караваев, напротив, считает, что реализовать такую концепцию на практике будет весьма сложно, поскольку часть арендаторов не сможет разделить свой товарный ассортимент: «На мой взгляд, концепция, предполагающая поэтажное наполнение различными товарными группами, является дополнительной сложностью. По опыту могу сказать, что если операторов мягкой мебели или кухонь при таком подходе на рынке достаточное количество, то, к примеру, выделить отдельно детскую мебель, или гостиные, или кабинеты, будет достаточно сложно», - полагает Алексей Караваев. Кроме того, по мнению эксперта, данный проект не сможет закрыть существующую на рынке потребность в площадях, а заявленный ценовой сегмент отсекает возможность входа для большой части потенциальных арендаторов: «Торговая площадь интерьерного центра Astroom намного меньше, чем общая. По моим оценкам она составляет порядка 9500 кв.м., тогда как для сравнения у МЦ «ЭМА» или у МЦ «Гулливер» арендопригодная площадь около 11 000 кв.м. Кроме того, порядка 1500 кв.м. запланировано под сопутствующие товары. Таким образом, непосредственно под мебель остается около 8000 кв.м., это не так много. Еще один момент - насколько мне известно, данный объект позиционируется в ценовом сегменте выше среднего, что автоматически ограничивает пул арендаторов. По ценовому сегменту данный объект, скорее, составит конкуренцию МЦ «Галерея 11» и ТЦ «Галерея Архитектор», которые позиционируются в аналогичном ценовом диапазоне, возможно МЦ «Мартин», поскольку они находятся близко друг к другу», - добавляет г-н Караваев.  

Его сомнения разделяет и Александр Засухин. По его словам, современные специализированные мебельные центры редко бывают более 3-х этажей. Связано это с тем, что среднестатистические потери покупательского трафика на каждом из этажей составляют в среднем 15-20% при любых вертикальных связях (лифтах, эскалаторах и др.).

Еще один мебельный центр – более масштабный, чем предыдущий  – планируется разместить в южной части города. Разработчиком проекта выступила консалтинговая компания «Урал-Гермес». Как рассказал гендиректор компании Александр Засухин, данный торговый центр станет наиболее крупным объектом мебельной специализации в городе, и по уровню конкурентоспособности будет значительно опережать все действующие мебельные центры Екатеринбурга. «При его консалтинговом проектировании были применены технологии бенч-маркетинга, позволяющие использовать в его концепции оригинальные концептуальные идеи более 20 лучших мебельных центров России и мира. Также при разработке мебельного центра использовались некоторые концептуальные идеи, положенные в основу таких популярных у населения мебельных гипермаркетов как «Ikea» и «Hoff». Главными особенностями создаваемого мебельного центра будут являться его оригинальная концепция, специально разработанная и сбалансированная по широте и глубине ассортиментная матрица по товарам и услугам и наличие развитого пула арендаторов с включением компаний, еще не представленных в городе, современные инженерные коммуникации, вместительная наземная подземная парковки, отличная транспортная доступность из разных районов города», - рассказал г-н Засухин. Какова будет площадь мебельного центра, и в какие сроки будет реализован данный проект, разработчики не уточняют. 

По словам г-на Засухина, мебель является предметом целевой покупки и относится к группе товаров эпизодического спроса. «Потребитель при выборе обычно посещает несколько мебельных центров. В связи с этим широта и глубина товарного ассортимента объектов являются наиболее важными для потребителя показателями. Еще 5 лет назад вопрос цены при выборе мебели потребителем доминировал с большим отрывом от широты ассортимента. Сейчас разрыв между этими показателями небольшой. Подтягивается к ним и показатель качества приобретаемой мебели. Потребитель в первую очередь хочет приобретать мебель не только по приемлемой цене, но и качественную, с красивым эргономичным дизайном и экологичную. Резюмируя, можно отметить, что рынок переходит от экстенсивного периода своего развития в качественное русло, где маркетинговые и концептуальные технологии начинают играть решающую роль», - заключил эксперт.

Источник:EkbRealty.ru

Другие материалы рубрики: Мнения экспертов